ШАХМАТЫ ЗАПРЕТНЫ!

В последнее время множество так называемых шиитских ученых говорят, что шахматы — халяль.
Многие считают шахматы запрещенными лишь по одной причине, а именно — из-за того, что их можно относить к азартным играм, т.е. можно делать ставки(а если нет ставок, то якобы шахматы становятся халяль). Мы рассматриваем эту проблему в рамках обзора признаков последних времен, свидетельствующих о близости Судного Дня:

وَ رَأَيْتَ الْقِمَارَ قَدْ ظَهَرَ

«И вы увидите как азартные игры станут явью».

وَ رَأَيْتَ أَمْوَالَ ذَوِي الْقُرْبَى تُقْسَمُ فِي الزُّورِ وَ يُتَقَامَرُ بِهَا وَ تُشْرَبُ بِهَا الْخُمُورُ

«И вы увидите как имущество родственников будет распределяться ложно, и как будут играть в азартные игры, выпивая вино».

(Источник: «Аль-Кафи», том 8, стр. 36-40, хадис №7, Кулайни)

Т.е. в азартные игры(карты, шахматы, нарды и т.д.) будут играть открыто, что значит — не только у себя в домах, но и на обозрении. Намек на современные турниры.

Рассмотрим достоверные предания, дабы раскрыть суть проблемы.

محمد بن يحيى، عن أحمد بن محمد، عن معمر بن خلاد، عن أبي الحسن عليه السلام قال: النرد والشطرنج والاربعة عشر بمنزلة واحدة وكل ما قومر عليه فهو ميسر.

«Мухаммад ибн Яхья, от Ахмада ибн Мухаммада, от Mу`aммaра ибн Халлада, от Абуль-Хасана(мир ему!). Он сказал: «Нарды («аn-nard») и шахматы («ash-shatranj») и игра четырнадцать («al-arba`a `arar») имеют один(и тот же) статус и все, на что делается ставка («qumir` alayhi») — это азартные игры («maysir»)»

(Источник: Аль-Кулайни, «Аль-Кафи», том 6, глава о шашках и шахматах, хадис №1, стр. 435)

Данное предание согласуется с аятом Корана:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالْأَنصَابُ وَالْأَزْلَامُ رِجْسٌ مِّنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

«О те, которые уверовали!
Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры(al-maysiru), каменные жертвенники и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, — быть может, вы преуспеете.
»(5:90)

ابن أبي عمير، عن محمد بن الحكم أخي هشام بن الحكم، عن عمر بن يزيد، عن أبي عبدالله عليه السلام قال: إن لله في كل ليلة من شهر رمضان عتقاء من النار إلا من أفطر
مسكر أو مشاحن(1) أو صاحب شاهين، قال: قلت: وأي شئ صاحب شاهين؟ قال: الشطرنج.

«Ибн Аби `Умайра из Мухаммада ибн аль-Хакама, брат Хишама ибн аль-Хакама, от `Умара ибн Язида от Абу Абдуллаха Джафара ас-Садыка(мир ему!). Он сказал: «Истинно, каждую ночь месяца Рамадан у Аллаха есть освобожденные от Огня, за исключением тех, кто аннулировал пост опьянением, или правонарушителя («al-mashahin») или спутника двух шахов («sahib as-shahayn»). Он сказал: «Я спросил: «А что такое спутник двух шахов?» Он сказал: «Шахматы».

(Источник: Аль-Кулайни, «Аль-Кафи», том 6, глава о шашках и шахматах, хадис №5, стр. 435)

Переводчик Аль-Кафи на русский язык перевел это по-другому:

«В каждую ночь месяца рамадан у Аллаха есть освобождённые от огня, кроме того, кто разговляется опьяняющим напитком, и того, кто испытывает злобу, и владельца двух рогов». Я спросил: «Что у владельца рогов?» Он сказал: «Шахматы»

 محمد بن يحيى، عن أحمد بن محمد، عن ابن فضال، عن علي بن عقبة، عن ابن بكير، عن زرارة، عن أبي عبدالله عليه السلام أنه سئل عن الشطرنج وعن لعبة شبيب التي يقال لها: لعبة الامير وعن لعبة الثلاث فقال: أرأيتك إذا ميز الحق من الباطل مع أيهما يكون؟ قال: قلت: مع الباطل، قال: فلا خير فيه.

«Мухаммад ибн Яхья, от Ахмада ибн Мухаммада, от Ибн Фаддала, от Али ибн`Укба, от Ибн Букайра, от Зурары, от Абу Абдуллаха (мир ему!) о том, что его спросили о шахматах и о детской игре, называемой «игра повелителя»(«la`bat al-amir») и об игре трех («la`bat ath-thalath»).
И он сказал: «Когда Аллах отличит правду(«al-haqq») от лжи(«al-batil»), с чем из этих двух они будут?» Я сказал: «С ложью». Он сказал: «Так какое тебе дело до лжи».

(Источник: Аль-Кулайни, «Аль-Кафи», том 6, глава о шашках и шахматах, хадис №6, стр.436)

Данное предание фактически использует следующий аят:

.. فَمَاذَا بَعْدَ الْحَقِّ إِلَّا الضَّلَالُ..

«..Что может быть за истиной, кроме заблуждения?»(10:32)

علي بن إبراهيم، عن أبيه، عن ابن أبي عمير، عن بعض أصحابه، عن أبي عبدالله عليه السلام في قول الله تبارك وتعالى: » فاجتنبوا الرجس من الاوثان واجتنبوا قول الزور » قال: الرجس من الاوثان هو الشطرنج وقول الزور الغناء.

«`Али ибн Ибрахим от своего отца, от Ибн Аби `Умайра, от группы своих сподвижников, от
Абу Абдуллаха (мир ему!) по поводу Слов Аллаха:

«Избегайте же скверны идолов и избегайте лживых речей»(22:30)

Он сказал: «Скверна идолов — это шахматы, а лживая речь — пение(«al-ghina»)»

(Источник: Аль-Кулайни, «Аль-Кафи», том 6, глава о шашках и шахматах, хадис №7, стр.436)

علي بن إبراهيم، عن أبيه، عن حماد بن عيسى قال: دخل رجل من البصريين على أبي الحسن الاول عليه السلام فقال له: جعلت فداك إني أقعد مع قوم يلعبون بالشطرنج ولست ألعب بها ولكن أنظر فقال: مالك ولمجلس لا ينظر الله إلى أهله.

«Али ибн Ибрахим от своего отца, от Хаммада ибн`Исы. Он сказал: «Мужчина из жителей Басры пришёл к Имаму Казиму, да будет мир с ним, и сказал ему: «Да стану я жертвой за тебя. Я сажусь вместе с людьми, которые играют в шахматы, но сам не играю, а только смотрю». Он сказал: «Какое тебе дело до собрания, на обитателей которого не взирает Аллах».

(Источник: Аль-Кулайни, «Аль-Кафи», том 6, глава о шашках и шахматах, хадис №12, стр.437)

علي بن إبراهيم، عن هارون بن مسلم، عن مسعدة بن زياد، عن أبي عبدالله عليه السلام أنه سئل عن الشطرنج فقال: دعوا المجوسية لاهلها لعنها الله.

«Али ибн Ибрахим от Харуна ибн Муслима, от Мас`aды ибн Зияда, от Абу Абдуллаха(мир ему!) о том, что его спросили о шахматах. Он ответил: Оставь магию(«al-majusiyya») её людям. Аллах проклинает это.»

(Источник: Аль-Кулайни, «Аль-Кафи», том 6, глава о шашках и шахматах, хадис №13, стр.437)

ويأتي في حديث علي بن رئاب عن أبي عبدالله ( عليه السلام ) في الشطرنج قال : المقلب لها كالمقلب لحم الخنزير . قلت : وما على من قلبلحم الخنزير؟ قال : يغسل يده .

«..от Али ибн Ри’aба от Абу Абдуллаха(мир ему!) относительно шахмат:
«Трогающий это подобен тому, кто трогает мясо свиньи.» 
Я спросил: «А что на том, кто трогает мясо свиньи?»
Он ответил: «Он моет руку.»

(Источник: «Васаил аш-Шиа»)

В суннитских источниках также передано много о запрете шахмат, но несмотря на это, множество суннитских салафов и ученых дозволило шахматы, посчитав их не харамом, а нежелательным.
Насибиты приписали Имамам из Ахли Байта(мир им!) дозволенность шахмат и то, что они якобы играли со своими семьями. Это клевета, ложь и наговор. Никогда они не играли в шахматы, ибо слово их о шахматах известно предельно достоверно. Насибитские ученые имели разные мнения. Маварди привел некоторые из них:

فأما إباحتها وحظرها ، فقد اختلف الفقهاء على ثلاثة مذاهب : أحدهما : وهو مذهب مالك ، أنها حرام . والثاني : وهو مذهب أبي حنيفة ، أنها مكروهة كراهة تغليظ يوجب المنع ، وإن لم يبلغ مبلغ التحريم . [ ص: 178 ] والثالث : وهو مذهب الشافعي رضي الله عنه : أنها ليست محرمة كما قال مالك رضي الله عنه ، ولا بمغلظة الكراهة ، كما قال أبو حنيفة ، ثم قال : وإن كرهنا ذلك ، وأراد به كراهة تنزيه

«Относительно разрешенности и запретности факихи разошлись между собой на три мазхаба. Первый – мазхаб Малика, говорящий об их запретности/харам, второй – Абу Ханифы, говорящий о большой их нежелательности (макрух тахрим), не доходящей до запретности/харама, а третий – это мазхаб Шафи’и, что это не харам, как сказал Малик, и не относится к большой нежелательности, как говорил Абу Ханифа, и сказал, что считаем это просто нежелательным.»
..
وروى أبو لؤلؤة قال : رأيت الشعبي يلعب بالشطرنج مع الغرماء

И сказал Абу Лю’лю’: «Я видел, что Ша’би играл в шахматы»

(Источник: الحاوي الكبير في فقه مذهب الإمام الشافعي , аль-Маварди)

Можно добавить к этому то, что Абу Юсуф — ученик Абу Ханифы считал допустимым игру в шахматы(«мубах»). Мнение о запрете от Малика — известно.
Примечательно то, что от насибита-Шаби известно то, что он играл в шахматы. Причина, по которой он играл в шахматы вас заинтересует:

قَالَ مَعْمَرٌ : وَبَلَغَنِي أَنَّ الشَّعْبِيَّ » كَانَ يَلْعَبُ بِالشِّطْرَنْجِ ، وَيَلْبَسُ مِلْحَفَةً حَمْرَاءَ ، وَيَرْمِي بِالْجُلاهِقِ ، وَذَلِكَ أَنَّهُ كَانَ مُتَوَارِيًا مِنَ الْحَجَّاجِ

«Сказал Ма’мар: «Мне сообщили, что Ша’би играл в шахматы, носил красный плащ и стрелял из джуляхика (метательное орудие), и это потому, что он скрывался от Хаджжаджа

(Источник: «Джами»)

Вероятнее всего, все из табиинов, о ком передано, что они играли в шахматы — играли в них чтобы не становится судьями под руководством проклятого Хаджаджа(Л). В противном случае от них Хаджадж(Л) требовал бы вынесения судебных смертных приговоров в отношении их друзей-табиинов. Отсюда все, кто ссылался из суннитских ученых о дозволенности шахмат на табиинов совершают грубую ошибку.

Ибн АбдульБарр приводит,что Ибн Сиррин, Хишам ибн Урва, Урва ибн аль-Зубейр, Саид ибн аль-Мусаййаб, и Саид ибн Джубайр, Ибн Шихаб считали шахматы дозволенными:

وأما الشطرنج فاختلاف أهل العلم في اللعب بها على غير اختلافهم في اللعب بالنرد ; لأن كثيرا منهم أجاز اللعب بالشطرنج على غير قمار ، وممن رويت الرخصة عنه في اللعب بالشطرنج ما لم يكن قمارا سعيد بن المسيب ، وسعيد بن جبير ، ومحمد بن سيرين ، ومحمد بن المنكدر ، وعروة بن الزبير ، وابنه هشام ، وسليمان بن يسار ، وأبو وائل ، والشعبي ، والحسن البصري ، وعلي بن الحسن بن علي ، وجعفر بن محمد ، وابن شهاب ، وربيعة ، وعطاء كل هؤلاء يجيز اللعب بها على غير قمار ، وقد روي عن سعيد بن المسيب في الشطرنج أنها ميسر ، وهذا محمول [ ص: 182 ] عندنا على القمار لئلا تتعارض الروايات عنه ، ولا يختلف العلماء في أن المقامرة عليها ، وأكل الخطر بها لا يحل ، وإنه من الميسر المحرم ، وفاعل ذلك المشهور به سفيه لا تجوز شهادته ،

И слово запрета от Джафара ибн Мухаммада(мир ему!) мы выше привели. Потому свидетельство насибитов не принимается, ибо оно не имеет цепочки и противоречит многочисленным достоверным сведениям от Имамов(мир им!).

После революции в 1979, шахматы были запрещены в Иране как азартная игра.
Однако, в 1988 году лидер Ирана Али Хаменеи снял запрет только с условием, что игра не будет превращаться в сильно азартную. Сегодня в Иране есть активная конфедерация игроков в шахматы, которая учавствует в международных играх.
И это страна, где Язида(Л) проклинают каждый месяц Мухаррам! Одной из причин проклятия Язида(Л) многими суннитскими учеными являлось то, что он любил играть в шахматы:

Ибн Халликан пишет:

وهو اللعب بالنرد والمتصيد بالفهود ومدمن الخمر، وشعره في الخمر معلوم

«Язид охотился с гепардами, играл в шахматы(нарды) и выпивал алкоголь и имел знаменитые стихи об алкоголе».

(Источник: «Вафаят аль-Айан», том 3 стр. 287)

Шахматы стали сюрпризом для мусульман в 7 веке, когда они завоевали Персию. Именно тогда они узнали об этой игре, после чего о ней заговорили в Европе.
Из современных суннитских ученых, дозволяющих игру в шахматы — Шейх аш-Шисри.
В Саудовской Аравии муфтий запрещает играть в шахматы, но власти проводят турниры.

 

Оставьте комментарий