СОМНЕНИЯ В СУЩЕСТВОВАНИИ ИМАМА

Кутб — полюс, грубо говоря, эквивалент Имама у суннитов. Некоторые сунниты самостоятельно путем рассуждений дошли до доктрины существования Имама — Довода Аллаха на Земле, и назвали его словом «кутб», что значит «полюс». Т.е. это аналог Имамата у суннитов.

Сказал Ибн Теймия:

وحدَّثوني عن الشيخ عبد الواحد بن القصَّار- وكان من الشيوخ العارفين- أنه في اليوم الذي أُخِذَتْ فيه بغداد، كُشِفَ له عن ذلك والسيفُ يعمل في أهلها، فجعل يقول: أين القطب، أين الغوث؟ هذا السيف يعمل في أمة محمد — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ

«И рассказали нам от шейха Абдуль Вахида аль Кассара — и он был из знающих шейхов-суфиев — что в тот день когда монголы захватили Багдад, ОТКРЫЛСЯ ЕМУ ЭТОТ ВОПРОС, в то время когда монголы рубили мусульман мечом, и он стал говорить:
«Так где же кутб? Где же гаус? Вот меч рубит Умму Мухаммада, мир ему! »

(Источник: «Джамиу аль масаиль», 2/108)

Со слов Ибн Теймии, сомнения в существовании кутба(имама) появились у суннитского шейха-суфия после того, как он увидел бойню, чинимую монголами на земле мусульман, т.е. когда он увидел неотвратимое бедствие, которое оставалось без вмешательства сверхъестественных сил, то решил усомниться в этих сверхъестественных силах.
Этот аргумент чаще всего используется атеистами, отрицающими существование Аллаха. Они говорят, что в мире много бедствий, зла, угнетения, неизлечимых лейкозов у детей, и т.д. и что если бы существовал Бог, то наверняка бы вмешался в ход естественной истории человечества, устранив недуги, разногласия и несправедливость.
Как же схож аргумент шейха-суфия с аргументом атеистов! Ответим атеистам словами из известной книги Tawḥīd al-Mufaḍḍal (توحيد المُفَضَّل) или Kitāb al-Fakkir: Kitāb fī badʾ al-khalq wa l-hathth ʿala l-iʿtibār(کتاب الفکر: کتابٌ في بَدءِ الخلق و الحَثِّ علی الإعتبار) :

(الآفات ونظر الجهال إليها والجواب على ذلك)
اتخذ أناس من الجهال هذه الآفات الحادثة في بعض الأزمان — كمثل الوباء واليرقان والبرد والجراد — ذريعة إلى جحود الخالق والتدبير والخلق، فيقال في جواب ذلك: أنه إن لم يكن خالق ومدبر فلم لا يكون ما هو أكثر من هذا وأفظع؟ فمن ذلك أن تسقط السماء على الأرض، وتهوي الأرض فتذهب سفلا، وتتخلف الشمس عن الطلوع أصلا، وتجف الأنهار والعيون حتى لا يوجد ماء للشفة، وتركد الريح، حتى تخم الأشياء وتفسد، ويفيض ماء البحر على الأرض فيغرقها، ثم هذه الآفات التي ذكرناها من الوباء والجراد وما أشبه ذلك ما بالها لا تدوم وتمتد، حتى تجتاح كل ما في العالم، بل تحدث في الأحايين، ثم لا تلبث أن ترفع. أفلا ترى أن العالم يصان ويحفظ من تلك الأحداث الجليلة التي لو حدث شيء منها كان فيه بواره ويلذع أحيانا بهذه الآفات اليسيرة، لتأديب الناس وتقويمهم، ثم لا تدوم هذه الآفات، بل تكشف عنهم عند القنوط منهم، فيكون وقوعها بهم موعظة وكشفها عنهم رحمة.

«Некоторые невежественные люди истолковывали эти события, которые происходят время от времени, например, эпидемии, болезни, увядание деревьев, град, бури, нашествия саранчи, как аргумент, свидетельствующий об отсутствии Творца, мудро управляющего творением.
Ответ на это состоит в том, что, если нет того, кто устроил мир, то почему люди не поражаются более суровыми катастрофами, такими, например, как полный беспорядок во Вселенной(космологические катастрофы), разрушение земли, прекращение движения солнца по небосводу(восхода), высыхание рек, не оставляющее и капельки воды для увлажнения губ, неподвижность воздуха, дезорганизация всей материи, цунами, которое покрывает всю сушу.
Кто охраняет от всех этих(вероятных) событий? Кто планирует за завесой?
Мы приходим к выводу, что, есть Архитектор и Создатель, поэтому такие нашествия саранчи не посещают нас, чтобы нанести настолько сильный урон, поэтому такие эпидемии не поражают человечество, поэтому бури не настолько серьезны, чтоб уничтожить все поля, дающие пропитание человечеству.»

(Источник: Tawḥīd al-Mufaḍḍal)
(https://www.al-islam.org/tradition-of-mufaddal-pearls-of-wisdom-from-imam-jafar-as-sadiq/fourth-session-natural-disasters#natural-disasters)

В соответствии с антропным принципом мир устроен так, чтобы мог существовать человек(наблюдатель). И это сильнейший современный астрофизический и математический аргумент. Остальные беды — это ничто по сравнению с тем, что могло бы постичь мир, если бы не был опекаем и храним.

Возвращаясь к шейху-суфию: его отрицание существования кутба(имама), основанное на эмоциональных переживаниях при виде жестокой резни не представляется разумным.
Аллах испытывает людей посредством испытаний, даже таких как геноциды:

حدثنا محمد بن همام قال: حدثنا عبدالله بن جعفر الحميري, قال: حدثنا الحسن بن محبوب, عن علي بن رئاب, عن محمد بن مسلم, عن أبي عبدالله جعفر بن محمد (عليهما السلام) أنه قال: إن قدام قيام القائم علامات: بلوى من الله تعالى لعباده المؤمنين, قلت: وما هى? قال: ذلك قول الله عزوجل: ولنبلونكم بشئ من الخوف والجوع ونقص من الاموال والانفس والثمرات وبشر الصابرين قال لنبلونكم يعنى المؤمنين بشئ من الخوف من ملوك بني فلان في آخر سلطانهم, والجوع بغلاء أسعارهم, و نقص من الاموال فساد التجارات وقلة الفضل فيها, والانفس قال : موت ذريع والثمرات قلة ريع ما يزرع وقلة بركة الثمار, وبشر الصابرين عند ذلك بخروج القائم (عليه السلام (ثم قال لي: يا محمد هذا تأويله, إن الله عزوجل يقول: وما يعلم تأويله إلا الله والراسخون في العلم.

Мухаммад ибн Химам — Абдуллах ибн Джафар аль-Химайри — аль-Хасан ибн Махбуб — Али б. Ри’ааба — Мухаммад ибн Муслим от Абу `Абдуллаха Джафара ибн Мухаммада عليهم السلام. Он сказал:

«Воистину, перед выступлением Каима (Имама Махди), да будет мир с ним, будут признакибеды от Всевышнего Аллаха для Его верующих рабов». Я сказал: «Какие они?» Он сказал: «Это слова Великого и Всемогущего Аллаха:

«Мы непременно испытаем вас чем-то из страха и голода, и недостатка имущества, душ и плодов. Обрадуй же терпеливых»(2:155).

Затем он сказал:
«Мы непременно испытаем вас», то есть верующих.
«Чем-то из страха» со стороны правителей потомства такого-то в конце их власти.
«И голода» через увеличение цен.
«И недостатка имущества» через расстройство торговли и малой прибыли в ней.
«И душ» – быстрая смерть(войны, геноциды, ядерные катастрофы и т.д.).
«И плодов» – малый рост того, что сажается, и малая благодать в плодах.
«Обрадуй же терпеливых» в это время выступлением Каима, да будет мир с ним».
Затем он сказал мне: «О, Мухаммад, это толкование. Великий и Всемогущий Аллах говорит:

«Толкования этого не знает никто кроме Аллаха и твёрдых в знании»(3:7)

(Источник: «Аль-Гайба», Ну’мани, «Камал ад-дин», Шейх Садук)

О том, что люди будут сомневаться в сокрытии Имама было известно еще задолго до его рождения:

حدثنا محمد بن يعقوب قال: حدثنا علي بن إبراهيم، عن أبيه، عن ابن محبوب، عن يعقوب السراج ; وعن علي بن رئاب، عن أبي عبدالله (عليه السلام) أنه قال: لما بويع لامير المؤمنين(عليه السلام) بعد مقتل عثمان صعد المنبر وخطب خطبة ذكرها يقول فيها: ألا إن بليتكم قد عادت كهيئتها يوم بعث الله نبيه (صلى الله عليه وآله وسلم) والذي بعثه بالحق لتبلبلن بلبلة ولتغربلن غربلة حتى يعود أسلفكم أعلاكم وأعلاكم أسفلكم، وليسبقن سابقون كانوا قصروا، وليقصرن سباقون كانوا سبقوا، والله ما كتمت وسمة ولا كذبت كذبة، ولقد نبئت بهذا المقام وهذا اليوم.

 Передаёт Али ибн Риаб: «Имам Садик, да будет мир с ним, сказал: «Когда после убийства Усмана люди присягнули Повелителю правоверных Али, да будет мир с ним, он поднялся на минбар и произнёс проповедь, в которой сказал:

«Знайте, ваши беды вернулись в том же виде как в тот день, когда Аллах послал Своего Пророка, да благословит Аллах его и его род. Клянусь Тем, кто послал его с истиной! Вы непременно будете спутаны и непременно будете просеяны, пока низший из вас не окажется высшим, а высший из вас не окажется низшим. И непременно опередят те, кто сделал упущение, и непременно сделают упущение те, кто опередил. Клянусь Аллахом, я не сокрыл никакого указания и ни в чём не солгал, ведь я уже был извещён об этом месте и об этом дне».

(Источник: «Книга Сокрытия»)

И ничего удивительного в сомневающихся нет. Аллах поручил это дело только тем, чьи сердца укрепил убежденностью для этого дела. Не может понести это знание никто, кроме убежденных.

Оставьте комментарий