БЫЛ ЛИ УПОМЯНУТ ИМАМАТ В КОРАНЕ?

Насибиты бросают вызов, в котором содержится следующий вопрос: «Почему Аллах не упомянул имамат в Коране ясным образом?» С дозволения Аллаха мы ответим на этот вопрос.
Во-первых, Аллах упомянул в Коране про имамат во многих местах, и в частности в аяте 4:59. Приведем отрывок предания, где было отвечено на подобный вопрос: 

عن أبي بصير قال سألت أبا عبدالله عليه السلام عن قول الله عزوجل: » أطيعوا الله وأطيعوا الرسول وأولي الامر منكم » فقال: نزلت في علي بن أبي طالب والحسن والحسين عليهم السلام: فقلت له: إن الناس يقولون: فما له لم يسم عليا وأهل بيته عليهم السلام في كتاب الله عز و جل؟ قال: فقال: قولوا لهم: إن رسول الله صلى الله عليه وآله نزلت عليه الصلاة ولم يسم الله لهم ثلاثا ولا أربعا، حتى كان رسول الله صلى الله عليه وآله هو الذي فسر ذلك لهم، ونزلت عليه الزكاة ولم يسم لهم من كل أربعين درهما درهم، حتى كان رسول الله صلى الله عليه وآله هو الذي فسر ذلك لهم، ونزل الحج فلم يقل لهم: طوفوا اسبوعا حتى كان رسول الله صلى الله عليه وآله هو الذي فسر ذلك لهم، ونزلت » أطيعوا الله وأطيعوا الرسول واولي الامر منكم » — ونزلت في علي والحسن والحسين — فقال رسول الله صلى الله عليه وآله: في علي: من كنت مولاه،
فعلي مولاه، وقال صلى الله عليه وآله اوصيكم بكتاب الله وأهل بيتي

«Рассказывает Абу Басир:«Я спросил Имама Садыка(мир ему!) об аяте:

«О вы, которые уверовали. Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям повеления(«ulī al-‘amri») среди вас» (4:59).

Имам(мир ему!) ответил: «В данном аяте подразумеваются Али, Хасан и Хусейн (ибо эти три имама жили во время ниспослания аята). Я сказал: «Люди спрашивают, почему в Книге Аллаха, велик Он и славен, не упомянуто имен Али и его потомков?» Имам ответил: «Скажи им, когда Посланнику Аллаха(да благословит его Аллах и род его!) был ниспослан аят об обязательной молитве, в Коране не упоминалось, как нужно совершать ее – в три раката или четыре. Это Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и род его!) объяснил людям все особенности выполнения молитвы. Когда Посланнику Аллаха(да благословит его Аллах и род его!) был ниспослан аят о закяте, в Коране не упоминалось, что из сорока дирхамов нужно выплатить один дирхам. Это Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и род его!) объяснил все условия выплаты закята. Когда Посланнику Аллаха(да благословит его Аллах и род его!) был ниспослан аят о хадже, в Коране не упоминалось, что таваф состоит из семи кругов. Это Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и род его!) разъяснил людям все правила совершения хаджа. Аят «О вы, которые уверовали. Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас» был ниспослан Посланнику Аллаха(да благословит его Аллах и род его!) об Али, Хасане и Хусейне.
Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и род его!) говорил об Али: «Для каждого, кому я являюсь покровителем(опекуном), Али является его покровителем(опекуном)». Он также сказал: «Я предписываю вам следовать Книге Аллаха и моему семейству…»

(Источник: «Аль-Кафи»,том 1, стр. 172-173.)
Аллама Маджлиси в «Миратул-Укул» (3/213) сказал, что данный хадис «сахих» (достоверен).

Для разумного человека достаточный ответ, но поскольку мы имеем дело с неразумными людьми, враждующими с Истиной, то требуется ответ, который вообще никак нельзя оспорить(т.е. из их собственных источников). Приводит суннитский ученый шейх Абу Бакр аль-Аджурри(ум. 970 г.):

وقيل لهذا المعارض لسنن رسول الله صلى الله عليه وسلم : يا جاهل قال الله تعالى : وأقيموا الصلاة وآتوا الزكاة (2:43) أين تجد في كتاب الله تعالى أن الفجر ركعتان ، وأن الظهر أربع ، والعصر أربع ، والمغرب ثلاث ، وأن العشاء الآخرة أربع ؟ أين تجد أحكام الصلاة ومواقيتها ، وما يصلحها وما يبطلها إلا من سنن النبي صلى الله عليه وسلم ؟ ومثله الزكاة ، أين تجد في كتاب الله تعالى من مائتي درهم خمسة دراهم ، ومن عشرين دينارا نصف دينار ، ومن أربعين شاة شاة ، ومن خمس من الإبل شاة ، ومن جميع أحكام الزكاة ، أين تجد هذا في كتاب الله تعالى ؟ وكذلك جميع فرائض الله ، التي فرضها الله في كتابه ، لا يعلم الحكم فيها إلا بسنن رسول الله صلى الله عليه وسلم هذا قول علماء المسلمين ، من قال غير هذا خرج عن ملة الإسلام ، ودخل في ملة الملحدين ، نعوذ بالله من الضلالة بعد الهدى وقد روي عن النبي صلى الله عليه وسلم وعن صحابته رضي الله عنهم مثل ما بينت لك فاعلم ذلك

«Абу Надра рассказывал, что когда они находились рядом со сподвижником ‘Имраном ибн Хусайном, который рассказывал хадисы Пророка (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) один человек выразил свое недовольство и сказал: “Поведал бы ты лучше нам о Книге Аллаха”. Тогда разгневался ‘Имран и сказал: «Поистине, ты глупец! Аллах упомянул в Коране о закяте, так где указание в нем на то, что с двухсот дирхамов следует выплачивать пять?! Упомянул о молитве, так где указание на то, что полуденная молитва состоит из четырех рак’атов?! Упомянул об обходе (тауаф) вокруг Кабы, так где указание на то, что кругов семь?! Поистине, все это толкует и разъясняет Сунна

(Источник: “аш-Шари’а” стр.104, аль-Аджурри)

Сама суть вопроса является неверной, поскольку Аллах упомянул во многих местах в Коране имамат(как, например,в аяте 4:59). Но проблема состоит в том, что заблудшим людям не интересна Сунна, и поэтому они пытаются дискутировать с помощью Корана, оставляя при этом предания без внимания. О таких заблудших нас предупредил Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и род его!):

حدثنا نصر بن علي الجهضمي, حدثنا سفيان بن عيينة, في بيته أنا سألته, عن سالم أبي النضر, ثم مر في الحديث قال أو زيد بن أسلم عن عبيد الله بن أبي رافع عن أبيه أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال » لا ألفين أحدكم متكئا على أريكته يأتيه الأمر مما أمرت به أو نهيت عنه فيقول لا أدري ما وجدنا في كتاب الله اتبعناه » .

«Пусть никто из вас не окажется в таком положении, что когда ему расскажут об одном из моих велений или запрете, он будет сидеть облокотившись на своем диване, и станет говорить: 
Не знаю! Мы следуем тому, что находим в Книге Аллаха»

(Источник: «Сунан» Ибн Маджа)

И конечно же, о такие люди стали появляться в самом начале:

Айюб ас-Сахтияни говорил: «Если ты обратишься к человеку с Сунной, а он скажет: “Оставь это, давай лучше поговорим о Коране”, — то знай, что он заблудший»

(Источник: “Аль-Хаджж”, 2/294).

Аяты Корана заключают в себе много смыслов и требуют толкования. И лучшим толкованием Корана являются разъяснения от Посланника Аллаха(да благословит его Аллах и род его!) и его преемников(мир им!), к которым было приказано возвращаться при появлении разногласий. Аллах в Коране говорит:

… وَأَنْزَلْنَا إِلَيْكَ الذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيْهِمْ…

«…Мы послали тебе напоминание, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано..» (16:44).

Суннитский ученый — Мухаммад Ибн Наср аль-Марвази говорит:

..وَجَدْتُ أُصُولَ الْفَرَائِضِ كُلَّهَا لَا يُعْرَفُ تَفْسِيرُهَا وَلَا تُنْكَرُ تَأْدِيَتُهَا وَلَا الْعَمَلُ بِهَا إِلَّا بِتَرْجَمةٍ مِنَ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَتَفْسِيرٍ مِنْهُ

«Все основы обязательных дел — не возможно их понять, и выполнить и действовать по ним, кроме как после их разъснения от Пророка, мир ему, и толкования Пророком их..»

(Источник: «Ас-Сунна», 36, السنة للمروزي)

По существу сначала следует дать определение слову «имамат», а потом уже приводить тексты. Имамат — это предводительство(слово «имам» означает «впереди стоящий») в данном случае, подразумевается предводитель мусульман — т.е. тот, кто призван быть лидером, сведущ в Коране и Сунне лучше других и назначен Самим Аллахом на это дело. Есть ли в Коране что-нибудь о руководстве общиной мусульман(и о руководителях)?
В Коране сказано:

..يَوْمَ نَدْعُو كُلَّ أُنَاسٍ بِإِمَامِهِمْ

«В тот день Мы созовем всех людей вместе с их предводителями(bi’imāmihim)..»(17:71)

Суннитский тафсир этого аята со слов табиина Саида Ибн аль-Мусаййиба (ум. 94 г.х.):

كل قوم يجتمعون إلى رئيسهم في الخير والشر

«Все люди будут созваны к своему предводителю — предводителю в благе, или предводителю в зле».

(Источник: «Тафсир ас-Сам’ани», 3/263)

Со слов Ибн Аббаса:

إمام هدى وإمام ضلالة

«Одни будут собраны вместе с предводителями прямого пути, а другие вместе с предводителями (имамами) заблуждения».

(Источник: «Тафсир Суфьян ас-Саури», 1/174)

Упомянут здесь Имамат? Ахли Сунна легко может сказать нет, толкуя здесь слово «имам» как «книгу деяний», хотя тафсир недвусмысленно говорит именно о предводителях. Следует указать, что сунниты очень не любят слово «имам» не только в аятах, но и в хадисах, где, казалось бы, много подробностей. Так, в ясном хадисе со словом «имам» некоторые из суннитов предпочли толкование «книга», а не «человек,предводитель»:

3265 حدثنا ابن بكير حدثنا الليث عن يونس عن ابن شهاب عن نافع مولى أبي قتادة الأنصاري أن أبا هريرة قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم كيف أنتم إذا نزل ابن مريم فيكم وإمامكم منكم تابعه عقيل والأوزاعي

(Источник: «Сахих Бухари», «Фатх уль-Бари«)

Сами сунниты верят в Имамат своих имамов и вообще считают Имамат из корней религии, и одной из обязанностей мусульман:

аль-Мауарди сказал:

الإمامة موضوعة لخلافة النبوة في حراسة الدين وسياسة الدنيا.

«Имамат установлен как замена пророчества для защиты религии и управления ею (религией) делами этого мира».

(Источник: Абуль-Хасан аль-Маварди, «аль-Ахкам ас-Султания» 5, см.скан)



Почему Имамат — из идеологии, а не из второстепенных дел? Доказывается значение Имамата просто : у суннитов кто не признает Имамат Абу Бакра и Умара автоматически является неверующим(кафиром). Если это не из основ, то почему вы обвиняете в неверии того, кто не считает их имамами? Куртуби говорит:

وأنها ركن من أركان الدين الذي به قوام المسلمين.

«Поистине халифат одна из основ религии, на которой основывается мусульманская община».

(Источник: (تفسير القرطبي)

Нам могут возразить и сказать, что «это не тот Имамат, которого вы придерживаетесь»(например, шииты верят в то, что Имамат — это Божественное назначение, а не просто людской выбор).
Чтобы доказать небесную природу Имамата мы приведем аят 2:124 

وَإِذِ ابْتَلَىٰ إِبْرَاهِيمَ رَبُّهُ بِكَلِمَاتٍ فَأَتَمَّهُنَّ ۖ قَالَ إِنِّي جَاعِلُكَ لِلنَّاسِ إِمَامًا ۖ قَالَ وَمِنْ ذُرِّيَّتِي ۖ قَالَ لَا يَنَالُ عَهْدِي الظَّالِمِينَ

«Вот испытал Господь Ибрахима повелениями, и тот выполнил их. Он сказал:
«Я СДЕЛАЮ ТЕБЯ ИМАМОМ ДЛЯ ЛЮДЕЙ». Ибрахим сказал: «И из моего потомства». Аллах сказал: «Мой завет не объемлет неправедных
».(2:124)

Аллах сообщил Ибрахиму(мир ему!), что имамами не будут неправедные из его потомства, что завет коснется только праведных. Здесь ясно Аллах говорит «Я сделаю тебя имамом для людей», т.е. ясное свидетельство в пользу Божественного назначения Имама. Но насибиты могут отрицать, что здесь речь идет об Имамате. И специально для них приведем слова их ученого Шаукани об этом аяте:

وقد علمنا أنه قد نال عهده من الإمامة, وغيرها كثيرا من الظالمين.

«.., и без сомнения, мы знаем, что многочисленные нечестивые угнетатели получили Имамат и т.д…».

(Источник: «Тафсир Фатх-уль-Кадиир», шейх Шаукани)

И это он говорит вопреки аяту:

لا ينال عهدي ٱلظالمين

«..Не объемлет завет Мой неправедных[Až-Žālimīna]..».(2:124)

Если аят не об Имамате, а только о Пророчестве, то почему Шаукани пишет здесь под этим аятом о нечестивых тиранах(наподобие Язида(Л) ? Ведь Пророчества они получить не могли. Но на всякий случай приведем слова еще одни слова Шаукани:

و اختلف في المراد بالعهد فقيل: الإمامة و قيل: النبوّة… والأوّل أظهر كما يفيده السياق‏.

الشوكاني، محمد بن علي بن محمد (متوفاى1255هـ)، فتح القدير الجامع بين فني الرواية والدراية من علم التفسير، ج‏1، ص160، ناشر: دار الفكر – بيروت.

«Что же касается завета то здесь разногласия, было сказано это Имамат, сказали также, что это пророчество…..первое же мнение (Имамат), более правильное и соответствует контексту».

(«Фатх аль Кадир» том 1 стр. 160).

Саалаби Малики:

وقوله تعالى: (قال لا ينال عهدي الظالمين)، أي: قال الله، والعهد فيما قال مجاهد: الإمامة

«В словах Всевышнего Аллаха «Сказал: «Не объемлет завет Мой угнетателей» на основании слов Маджахеда завет это имамат».

(Источник: «Тафсир Саалаби» том 1 стр. 314.)

Ибн Джаузи известный ученый ханбалит, пишет в комментарии этого аята что:

وفي العهد هاهنا سبعة أقوال: أحدها: أنه الإمامة، رواه أبو صالح عن ابن عباس، وبه قال مجاهد، وسعيد بن جبير. والثاني: أنه الطّاعة، رواه الضّحّاك عن ابن عبّاس. والثالث: الرّحمة، قاله عطاء وعكرمة. والرابع: الدّين، قاله أبو العالية. والخامس: النّبوّة، قاله السّدّيّ عن أشياخه.

والسادس: الأمان، قاله أبو عبيدة. والسابع: الميثاق، قاله ابن قتيبة، والأوّل أصحّ

ابن الجوزي الحنبلي، جمال الدين ابوالفرج عبد الرحمن بن علي بن محمد (متوفاى 597 هـ)، زاد المسير في علم التفسير، ج‏1، ص108، ناشر: المكتب الإسلامي — بيروت، الطبعة: الثالثة، 1404هـ.

«Касательно «завета» существует 7 мнений. 

1) Это имамат. Приводится от Абу Салиха от ибн Аббаса, также мнение Маджахеда и Саида ибн Джубайра. 

2) Завет это «Повиновение». Приводится от Захака от ибн Аббаса 

3) Это милость, дарованная… 

4) Религия… 5 пророчество….6 безопасность…, 7 Мисак». 
Но первое мнение наиболее правильное и точное». 

(Источник: «Зод Масир фи илм ат тафсир» том 1 стр. 108.)

Мы привели три аята. Упомянул ли Аллах ясно в Коране Имамат?

Оставьте комментарий