Кому даровано Писание ? Кто сохраняет смысл Корана, если все люди потеряют его?

Коран — последнее и всеобъемлющее Священное Писание, аяты которого имеют множество смыслов: начиная от очевидного, заканчивая теми, что могут быть восприняты только людьми, которые достигли высочайших степеней. Так кто же сохранит Коран от смыслового искажения ? Должен же быть на Земле смысловой оригинал, который был бы нетронутым. Иначе «свет Аллаха» не будет завершен:

يُرِيدُونَ لِيُطْفِئُوا نُورَ اللَّهِ بِأَفْوَاهِهِمْ وَاللَّهُ مُتِمُّ نُورِهِ وَلَوْ كَرِهَ الْكَافِرُونَ

«Они хотят погасить свет Аллаха своими ртами, но Аллах сохранит Свой свет, даже если это ненавистно неверующим.»(61:8)

И действительно, Аллах дает нам знать о тех, кто «читает надлежащим образом», т.е. не внося отклонений от смысла:

محمد بن يحيى, عن أحمد بن محمد, عن ابن محبوب, عن أبي ولاد قال: سألت أبا عبد الله عليه السلام عن قول الله عز وجل: «الذين آتيناهم الكتاب يتلونه حق تلاوته أولئك يؤمنون به» قال: هم الأئمة عليهم السلام.

«Имаму Абу Абдуллаху(мир ему!) был задан вопрос о Словах Аллаха:

«..Те, кому Мы даровали Писание и кто читает его надлежащим образом, действительно веруют в него..»(2:121).

Имам(мир ему!) ответил: «Они — Имамы».

(Источник: «аль-Кафи», 1/215)

Для чего же нужен Имам? Он нужен для того, чтобы сохранить смыслы Корана. В противном случае каждый сможет принести свое никудышное толкование и свести на нет все Откровение, отводя его смыслы в сторону неверных. Коран становится доводом в тот момент, когда начинает говорить устами человека:

محمد بن إسماعيل، عن الفضل بن شاذان، عن صفوان بن يحيى، عن منصور ابن حازم قال: قلت لابي عبد الله عليه السلام: إن الله أجل وأكرم من أن يعرف بخلقه، بل الخلق يعرفون بالله، قال: صدقت، قلت: إن من عرف أن له ربا، فينبغي له أن يعرف أن لذلك الرب رضا وسخطا وأنه لا يعرف رضاه وسخطه إلا بوحي أو رسول، فمن لم يأته الوحي فقد ينبغي له أن يطلب الرسل فإذا لقيهم عرف أنهم الحجة وأن لهم الطاعة المفترضة. وقلت للناس: تعلمون أن رسول الله صلى الله عليه وآله كان هو الحجة من الله على خلقه؟ قالوا: بلى قلت فحين مضى رسول الله صلى الله عليه وآله من كان الحجة على خلقه؟ فقالوا: القرآن فنظرت في القرآن فإذا هو يخاصم به المرجي والقدري والزنديق الذي لا يؤمن به حتى يغلب الرجال بخصومته، فعرفت أن القرآن لا يكون حجة إلا بقيم، فما قال فيه من شئ كان حقا، فقلت لهم: من قيم القرآن ؟ فقالوا ابن مسعود قد كان يعلم وعمر يعلم وحذيفة يعلم، قلت: كله؟ قالوا: لا، فلم أجد أحدا يقال: إنه يعرف ذلك كله إلا عليا عليه السلام وإذا كان الشئ بين القوم فقال هذا: لا أدري، وقال هذا: لا أدري، وقال هذا: لا ادرى، وقال هذا: أنا أدري، فأشهد أن عليا عليه السلام كان قيم القرآن، وكانت طاعته مفترضة وكان الحجة على الناس بعد رسول الله صلى الله عليه وآله وأن ما قال في القرآن فهو حق، فقال: رحمك الله.

Передаёт Мансур ибн Хазим: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: 

«Аллах величественнее и выше того, чтобы быть познанным через творения, наоборот, творения познаются через Аллаха». Имам сказал: «Ты прав». Я сказал: «Тот, кто познал, что у него есть Господь, должен познать, что Господь довольствуется и гневается, и что о причинах Его довольства и Его гнева можно узнать только через откровение(«wahi») или через посланника. Тот, кто не получает откровение, должен искать посланников, а после того, как встретит их, познать, что они являются доводом(«hujja») Аллаха и что подчинение им обязательно. Я сказал людям: «Вы знаете о том, что Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, был доводом Аллаха к людям». Они сказали: «Да». Я спросил: «А кто стал доводом к людям после того, как ушёл Посланник Аллаха?» Они сказали: «Коран». Я взглянул на Коран и увидел, что посредством него спорят мурджииты, кадариты и даже безбожники(«zindeeq»), не верящие в него, чтобы в споре одолеть людей. И Я ПОНЯЛ, ЧТО КОРАН НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДОВОДОМ, ЕСЛИ НЕТ У НЕГО ОПЕКУНА, РАЗЪЯСНЯЮЩЕГО И ЗАЩИЩАЮЩЕГО ЕГО. И всё, что скажет он из Корана, является истиной. Тогда я спросил людей: «Кто является опекуном Корана?» Они сказали: «Ибн Масуд знал Коран, и Умар знал, и Хузейфа знал». Я спросил их: «Весь Коран?» Они сказали: «Нет». И я не нашёл никого, кроме Али, да будет мир с ним, про кого говорили бы, что он знает весь Коран. И когда среди людей возникал вопрос, этот говорил: «Я не знаю», и тот говорил: «Я не знаю», и третий говорил: «Я не знаю», а Али говорил: «Я знаю». Поэтому я свидетельствую, что Али опекун Корана, подчинение ему обязательно, и он довод Аллаха к людям после Посланника Аллаха, и то, что он говорит из Корана, является истиной». После этого Имам Садик сказал мне: «Да помилует тебя Аллах».

(Источник: «аль-Кафи»)

В истории имел место инцидент, представлявший собой спор Имама Али(мир ему!) с хариджитами, которые толковали Коран по собственному мнению. Хариджиты отвергли любые слова Имама Али(мир ему!), сказав:

انسلخت من قميص ألبسكه الله ومن اسم سماك الله به ثم حكمت الرجال في دين الله ولا حكم إلا لله

«Ты заменил власть Аллаха данную тебе и имя , которым Он назвал тебя. Затем ты судил решением людей в религии Аллаха в то время как
«Суждение(«al-hukmu») принадлежит только Аллаху». (12:40)

Когда Имам Али услышал это, он собрал людей и призвал священное писание
(«al-mushaf») и он начал ударять его рукой, говоря:

أيها المصحف حدث الناس

«
О писание, поговори с людьми!»

Они сказали: «Это не человек. Это чернила и бумага. Мы говорим о том, что передается из него». Али(мир ему!) опроверг их претензии, говоря им:

كتاب الله بيني وبين هؤلاء يقول الله في امرأة رجل وإن خفتم شقاق بينهما فابعثوا الآية وأمة محمد أعظم من امرأة رجل ونقموا علي أن كاتبت معاوية وقد كاتب رسول الله صلى الله عليه وسلم سهيل بن عمرو ولقد كان لكم في رسول الله أسوة حسنة

«Книга Аллаха между мной и этими людьми. Аллах сказал относительно мужчины и женщины: «Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи..»(4:35), и община Мухаммада больше, чем дело мужчины и женщины..»

(Источники:  «Фатх уль-Бари»,»Сунан» Байхаки и др.)
(http://library.islamweb.net/hadith/display_hbook.php?bk_no=145&pid=97643&hid=135)
(http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?bk_no=47&ID=963&idfrom=2275&idto=2374&bookid=47&startno=33)

Два этих предания говорят об одном и том же: о необходимости избранного Аллахом человека, который говорил бы из Корана только правду, не придумывая свои аналогии(«qias»).
По одной из версий Имам Али(мир ему!) сказал:

وعن أمير المؤمنين  عليه السالم  قال : هذا كتاب هللا الصامت ، وأنا كتاب هللا الناطق .

«Это Книга Аллаха, которая молчит, и я Книга Аллаха, которая говорит»

(Источник: «Бихар аль-анвар»)

Оставьте комментарий