БЫЛ ЛИ ХАРУН(МИР ЕМУ!) ИМАМОМ СВОЕГО НАРОДА НА ПЕРИОД ОТСУТСТВИЯ МУСЫ(МИР ЕМУ!), КОГДА БАНУ ИСРАИЛ НАЧАЛИ ПОКЛОНЯТЬСЯ ТЕЛЬЦУ?

История такова: Муса(мир ему!) — Посланник Аллаха и повелитель своего народа ушел в сокрытие на гору и оставил среди своего народа другого человека повелителем, обладателем повеления(«ulī al-‘amr»)Этим человеком согласно Корану был Харун(мир ему!) — его брат. Харуну(мир ему!) были вручены полномочия на весь период отсутствия Мусы(мир ему!) и он был главою Бану Исраил на тот период:

وَوَاعَدْنَا مُوسَىٰ ثَلَاثِينَ لَيْلَةً وَأَتْمَمْنَاهَا بِعَشْرٍ فَتَمَّ مِيقَاتُ رَبِّهِ أَرْبَعِينَ لَيْلَةً ۚ وَقَالَ مُوسَىٰ لِأَخِيهِ هَارُونَ اخْلُفْنِي فِي قَوْمِي وَأَصْلِحْ وَلَا تَتَّبِعْ سَبِيلَ الْمُفْسِدِينَ

«Мы определили Мусе тридцать ночей и добавили к ним еще десять, и поэтому срок его Господа составил сорок ночей. 
Муса сказал своему брату Харуну: 
«ОСТАВАЙСЯ(аkhlufnī) ВМЕСТО МЕНЯ СРЕДИ МОЕГО НАРОДА, поступай праведно и не следуй путем распространяющих нечестие».(7:142)

— Т.е. будь справедливым судьей, управляющим народом, праведным лидером, разрешающим разногласия. Собственно полномочия все те же, что и у Мусы(мир ему!), что диктует здравый смысл и это очевидно из текста. Большинство их народа впало на тот период в многобожие(они поклонялись тельцу). И доказательством того, что Муса(мир ему!) наделил Харуна(мир ему!) всеми властными полномочиями является то, что Муса(мир ему!) когда вернулся к своему народу, то спросил с Харуна(мир ему!) за то, что народ поклонялся тельцу. Но Харун(мир ему!) хоть и был назначен повелителем огромного народа(Бану Исраил) самим Аллахом через Мусу(мир ему!), не был принят большинством в качестве повелителя(может они считали его равным себе, называли его
другом-«мауля»..мы не знаем). Харун(мир ему!) пытался исполнить свою роль повелителя, и призвал народ к подчинению:

وَلَقَدْ قَالَ لَهُمْ هَارُونُ مِنْ قَبْلُ يَا قَوْمِ إِنَّمَا فُتِنْتُمْ بِهِ ۖ وَإِنَّ رَبَّكُمُ الرَّحْمَٰنُ فَاتَّبِعُونِي وَأَطِيعُوا أَمْرِي

«Харун сказал им до этого: 
«О мой народ! Вас искушают этим. Ваш Господь — Милостивый. 
Следуйте за мной и ПОВИНУЙТЕСЬ МОИМ ПОВЕЛЕНИЯМ(аmrī)».(20:90)

Харун(мир ему!) призвал народ к следованию себе не основываясь на своих желаниях, «иджтихаде» и личном мнении. Харун(мир ему!) опирался на завет с Мусой(мир ему!), который велел поступать праведно, оставаясь в роли повелителя, судьи, лидера.
Нам интересно другое: как вышло так, что Посланник Аллаха-Муса(мир ему!) повелел своему народу(своим сподвижникам) слушаться и повиноваться Харуну(мир ему!), а они ослушались его, слепив тельца и поклоняясь ему вместо Аллаха? И почему Харун(мир ему!) не разрушил тельца? Ведь Аллах приказал всем пророкам разрушать идолы!
Почему он не убил самирита? Ведь тот призывал к многобожию, а такие люди согласно закону Мусы и Харуна (мир им!) достойны смерти!
Неужели Харун(мир ему!) был трусом?(Аузубиллах!).
Что же говорит Коран об этой истории?

قَالَ يَا هَارُونُ مَا مَنَعَكَ إِذْ رَأَيْتَهُمْ ضَلُّوا
أَلَّا تَتَّبِعَنِ ۖ أَفَعَصَيْتَ أَمْرِي

«Муса сказал: «О Харун ! Когда ты увидел, что они впали в заблуждение, что помешало тебе последовать за мной? 
Неужели ты ослушался меня?».(20:92-93)

وَلَمَّا رَجَعَ مُوسَىٰ إِلَىٰ قَوْمِهِ غَضْبَانَ أَسِفًا قَالَ بِئْسَمَا خَلَفْتُمُونِي مِنْ بَعْدِي ۖ أَعَجِلْتُمْ أَمْرَ رَبِّكُمْ ۖ وَأَلْقَى الْأَلْوَاحَ وَأَخَذَ بِرَأْسِ أَخِيهِ يَجُرُّهُ إِلَيْهِ ۚ قَالَ ابْنَ أُمَّ إِنَّ الْقَوْمَ اسْتَضْعَفُونِي وَكَادُوا يَقْتُلُونَنِي فَلَا تُشْمِتْ بِيَ الْأَعْدَاءَ وَلَا تَجْعَلْنِي مَعَ الْقَوْمِ الظَّالِمِينَ

«Когда Муса вернулся к своему народу, он разгневался и опечалился. 
Он сказал: 
«Скверно то, что вы совершили в мое отсутствие(«min ba`dī»)
Неужели вы хотели опередить повеление вашего Господа?». 
Он бросил скрижали, схватил своего брата(Харуна) за голову и потянул его к себе. 
Тот сказал: 
«О сын моей матери! 
ВОИСТИНУ, ЛЮДИ ОСЛАБИЛИ МЕНЯ И ГОТОВЫ БЫЛИ МЕНЯ УБИТЬ
Не давай врагам повода злорадствовать и не причисляй меня к несправедливым людям».(7:150)

قَالَ يَا ابْنَ أُمَّ لَا تَأْخُذْ بِلِحْيَتِي وَلَا بِرَأْسِي ۖ إِنِّي خَشِيتُ أَنْ تَقُولَ فَرَّقْتَ بَيْنَ بَنِي إِسْرَائِيلَ وَلَمْ تَرْقُبْ قَوْلِي

«Харун сказал: «О сын моей матери! Не хватай меня за бороду и за голову. Я боялся, что ты скажешь: «Ты разобщил сынов Исраила и не выполнил моих наставлений».(20:94)

Т.е. после ухода Мусы(мир ему!) большинство(«джумхур», «джамаат») объединилось вокруг Самирита(да проклянет его Аллах!) и последовало ему, оставив законного наместника(халифа). И когда Харун(мир ему!) пытался разрушить идола и произвести правосудие, убив Самирита(да проклянет его Аллах!), народ Бану Исраила взбунтовался против него, совершив свой «иджтихад». Они угрожали убить Харуна(мир ему!) ! Все богатые люди, обеспечивающие войска оружием и деньгами, встали на сторону узурпатора-Самирита(да проклянет его Аллах!). И Самирит(да проклянет его Аллах!) фактически стал лидером, отдающим повеления.
После всех этих аятов и рассуждений над их смыслами нам предстоит искренне ответить на поставленный нами же в начале вопрос:

Являлся ли Харун(мир ему!) имамом Бану Исраила на период отсутствия Мусы(мир ему!)? Или же им являлся Самирит(да проклянет его Аллах!), который приобрел влияние и силу, в отличии от того же Харуна(мир ему!), который говорит

«.. إِنَّ الْقَوْمَ اسْتَضْعَفُونِي وَكَادُوا يَقْتُلُونَنِي فَلَا..»

«..ЛЮДИ ОСЛАБИЛИ МЕНЯ..»(7:150)

Ответ прост: Да, Харун(мир ему!) являлся имамом(предводителем, лидером,назначенным Мусой,мир ему!) в отсутствие Мусы(мир ему!).

А теперь зададим вопрос насибитам, сторонникам Ибн Теймии аль-Насиби: был ли Харун(мир ему!) имамом Бану Исраила в период отсутствия Мусы(мир ему!)? Ведь он был ослаблен и не обладал влиянием. Более того, ему угрожали убийством! А вся власть и влияние принадлежали Самириту(да проклянет его Аллах!) и его проклятой партии, объединившейся на поклонении тельцу. Их было большинство, они были силой и обладали мощью, богатством и влиянием. За Харуном(мир ему!) же последовала горстка бедняков, и родственников Мусы(мир ему!) и Харуна(мир ему!), которые не в силах были защитить Харуна(мир ему!) и уничтожить Самирита(да проклянет его Аллах!) с его идолом. Скажем заранее: насибиты считают, что имамом является лишь тот, у кого есть власть и кого выбрали обладающие влиянием(т.е. деньгами, оружием, армиями, связями…другими словами — олигархат, старейшины,упитанные жрецы).

Говорит Ибн Теймия — человек-насибит:

وإن كان بعض أهل الكلام يقولون إن الإمامة تنعقد ببيعة أربعة كما قال بعضهم تنعقد ببيعة اثنين وقال بعضهم تنعقد ببيعة واحد. فليست هذه أقوال أئمة السنة بل الإمامة عندهم تثبت بموافقة أهل الشوكة عليها ولا يصير الرجل إماما حتى يوافقه أهل الشوكة عليها الذين يحصل بطاعتهم له مقصود الإمامة فإن المقصود من الإمامة إنما يحصل بالقدرة والسلطان فإذا بويع بيعة حصلت بها القدرة والسلطان صار إماما ولهذا قال أئمة السلف من صار له قدرة وسلطان يفعل بهما مقصود الولاية فهو من أولى الأمر الذين أمر الله بطاعتهم مالم يأمروا بمعصية الله فالإمامة ملك وسلطان والملك لا يصير ملكا بموافقة واحد ولا اثنين ولا أربعة إلا أن تكون موافقة هؤلاء تقتضي موافقة غيرهم

«Некоторые из «людей философии»(«ахль аль-калям») говорили, что имамат устанавливается по причине присяги четверых, или как говорят некоторых из них: «по присяге двоих», или как говорят другие: «по присяге одного», не являются эти слова словами имамов Сунны! Наоборот, имамат у них (саляфов) устанавливается при согласии на него обладающих влиянием! ЧЕЛОВЕК НЕ СТАНЕТ ИМАМОМ ДО ТЕХ ПОР, пока на это не дадут согласие ОБЛАДАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕМ, по причине повиновения которых достигается требуемое от имамата. Поистине, ЗНАЧЕНИЕ ИМАМАТА ДОСТИГАЕТСЯ ПРИ НАЛИЧИИ СИЛЫ И ВЛАСТИ! И если ему дадут присягу, то по ее причине будет сила и власть, и человек становится имамом. Поэтому имамы-саляфы говорили: «У КОГО ЕСТЬ СИЛА И ВЛАСТЬ, посредством чего он выполняет цели правления, то такой человек и является «ulī al-‘amr» (обладающий повелением), которому Аллах повелел подчиняться во всем, кроме греха».
Имамат – это царь(«малик»), правитель(«султан»). А царь(малик) не будет царем по причине согласия одного, двух или четырех, кроме как если будет согласие тех (влиятельных людей), что повлечет согласие и остальных!»

(Источник:»Минхаджу-Сунна» 1/527)
(http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?flag=1&bk_no=108&ID=116)
(http://islamport.com/w/tym/Web/3420/364.htm)

Со слов Ибн Теймии аль-Насиби и его последователей, человек не достигает имамата, если нет на то воли людей. То есть обладающие влиянием(а как правило, во все времена влиянием на людские сердца в большинстве своем оказывают либо дирхемы и динары, либо же страх лишиться головы) определяют кто будет имамом. Это как если бы в современном мире олигархи, владеющие частными армиями и огромными суммами награбленного, выбирали бы для народа повелителя. Понятное дело, какого повелителя выберут кумиры миллионов(скорее успешного дельца с дорогими часами, нежели босоногого бедняка, призывающего к справедливости)!
Т.е. коранический Харун(мир ему!) согласно Ибн Теймие и насибитам — не имам!

Оставьте комментарий